6 класс КВН по фразеологии «Слово не воробей»
Цели: пополнить словарный запас учащихся, знание лексического значения слова, обогатить язык,развивать умение видеть и применять на практике в речи фразеологизмы и крылатые выражения
Слово учителя.
В начале ХХ века учёные - русоведы обнаружили, что в русском языке есть целый пласт слов, служащий для меткого, ёмкого, чёткого определения чего - либо -так называемые крылатые слова. Так появилась фразеология: раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
Здравствуйте, дорогие гости и участники. Мы сегодня здесь собрались с вами, чтобы поучаствовать в Клубе Весёлых и Находчивых, посвящённом крылатым словам и фразеологизмам. Команды в своём выступлении должны будут показать знания по этой теме. Надеюсь, зрителям это будет интересно, кроме того они смогут почерпнуть много нового и увлекательного. Итак, приступим.
И я вызываю на сцену жюри:
1
2
3
Напутственное слово:НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ!
Пришло время вызвать на сцену наши команды
Команда - «Тёртый калач»
Команда -Непуганые вороны »
Команды, представьтесь, пожалуйста.
1 конкурс «Тише едешь – дальше будешь»
Этот конкурс очень простой. Ваша задача дать объяснение фразеологизму, который я буду называть. Другими словами подобрать синонимические сочетания. Если команда не знает ответа – право ответа переходит команде противника
Остаться с носом (потерпеть неудачу)
Зарубить себе на носу (запомнить)
Кожа да кости (очень худой)
Как в воду опущенный (сильно расстроиться)
Не в коня корм (очень худой)
Хоть глаз выколи (темно)
Ушки на макушке (о любопытном)
Тянуть за язык (долго ждать ответа)
Нести чушь (говорить вздор)
Запусти козла в капусту (о ненадёжном человеке)
Когда рак на горе свистнет (о безнадёжном деле)
Во время царя Гороха (очень давно)
2 конкурс «Что делать?»
Этот конкурс предлагает умение быстро найти выход из положения, которое обрисовано
с помощью фразеологизма
Что делать, если….
Вас посадили в лужу….
Вам подложили свинью….
Вам пустили пыль в глаза ….
Вас ноги не держат….
Вы вылетели в трубу….
Негде яблоку упасть….
Если в вас мечут громы и молнии….
Если вы съели собаку….
Если на ваших глазах делают из мухи слона….
Если вас держат в ежовых рукавицах….
3 конкурс «Черный ящик»
На сцене появляется чёрный ящик. Что в нём, вы не знаете. Я по очереди буду ытаскивать оттуда содержимое,а команды записывать на листочек фразеологизмы, в которых употребляется это слово. Жюри учитывает общее количество.
(В черном ящике рисунки с изображением носа, глаз, ноги, языка, уха, руки).
4 конкурс. Конкурс капитанов. «Когда так говорят»
Розовый слон
Делить шкуру неубитого медведя
Львиная доля
Хоть кол на голове теши
Кому вершки, кому корешки
Не солоно хлебавши
А пока капитаны заняты делом, давайте послушаем сообщения о двух фразеологизмах.
5 конкурс « Подскажи словечко».
Я буду читать стихотворный текст, вы должны будете его продолжить фразеологизмом.
Дружней двух этих ребят на свете не найдёшь. О них обычно говорят:…(водой не разольёшь).
Мы исходили городок буквально вдоль и поперёк. Устали так в дороге,что …(еле тянем ноги).
Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…(медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова. Поют …(кто в лес,кто по дрова). Пожалуй, слушать их не станут : от этой песни …(уши вянут).
6 конкурс художников «Живые картинки».
Используя приём пантомимы (то есть при помощи жестов и мимики),изобразите следующие фразеологизмы
Куры денег не клюют
Вставлять палки в колёса
Делать из мухи слона
Галопом по Европам
Язык чешется
Делить шкуру неубитого медведя
Как в воду опущенный.
Вот и закончилась наша встреча. Жюри готовит ответное слово(желательно использовать фразеологизмыиз услышанных на КВН).