Николаевская средняя общеобразовательная школа
Главное меню

Электронные сервисы

9 класс Внеклассное мероприятие «БРЕЙН-РИНГ по русскому языку и литературе»

Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 5-9 классов.

Задачи:

повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;

развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла:

расширить кругозор учащихся.

Участники: 3 команды по 6 человек, учащиеся 5-9 классов.

Ход мероприятия

1. Разминка.Блиц-опрос (вопросы всем командам, кто вперед ответит):

— Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое? (сказуемое)

— Кто автор произведений: Дубровский, «Капитанская дочка», «Руслан и Людмила»?

(А.С. Пушкин)

— Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают)

— Назовите автора произведения «Муму». (Иван Сергеевич Тургенев)

— Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске?

(Михаил Юрьевич Лермонтов)

— «Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова».

Что это? (корень)

— Как называется двусложный размер с ударением на втором слоге? (ямб)

-Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)

— Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)

— Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)

— Кто написал строчки: «Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит

в глаза»? (Иван Андреевич Крылов)

— Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)

— Что написал И.С. Тургенев: «Записки из сумасшедшего дома» или «Записки охотника»? («Записки охотника»)

— Юрий Петрович, Мурзик. Это имена существительные собственные

или нарицательные? (Собственные имена существительные)

— Чьи это годы жизни: 1799 — 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)

— К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)

— Назовите автора произведения «Бородино». (Михаил Юрьевич Лермонтов)

— Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения? (идея)

— Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)

— Назовите автора «Хамелеона», «Лошадиной фамилии». (Антон Павлович Чехов)

— Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)

1 тур (из области русского языка)

Загадки — шутки (по очереди каждой команде):

— Его проглатывают, упорно не желая о чём — то говорить. За него тянут или дёргают. Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)

— Его вешают, приходя в уныние. Его всюду суют, вмешиваясь не своё дело. (Нос)

— Не цветы, а вянут. Не ладоши, а хлопают. Не бельё, а развешивают их слишком доверчивые и любопытные люди. (Уши)

— Какой частью речи — числительными или существительными — являются слова тысяча, миллион, миллиард?(Числительные, отвечающие на вопрос сколько?

И могут быть записаны цифрами)

— Можно ли смешливого человека назвать насмешливым? (Насмешливый — любящий насмехаться, смешливый — такой, которого легко рассмешить.Нет)

— Как превратить слова айино в местоимения? (Я, он — прочитать справа налево)

— Расставьте ударения в словах:

ТОрты, договОр, нАчал, звонИт,квартАл, каталОг, красИвее, баловАть, диспансЕр (э), срЕдства. (Участникам раздать карточки с этими словами, для зрителей показать на доске)

— Подберите прилагательные — определения к словам:

Какаду (м.р.), какао (ср.р.), кофе (м.р.), мозоль (ж.р.), тюль (м.р.), шампунь (м.р.), сулугуни (м.р.), салями (ж.р.), маэстро (м.р.) (по очереди)

Чем различаются слова: невежа и невежда, одеть и надеть

— Подберите антонимы к словам: простой, рабство, высота (составной, свобода, низина)

 

2 тур (из области литературы)

— Великий учёный, поэт, основатель МГУ (М. В. Ломоносов)

— «Терпи казак — атаманом будешь» (из какого произведения и чьи слова). (Тарас Бульба — произведение Гоголя)

— Он родился 15 октября 1814 года, погиб, как и А. С. Пушкин, на дуэли

(М. Ю. Лермонтов)

— «Береги честь смолоду». Эпиграф к какому произведению? («Капитанская дочка» А.С.Пушкина)

— Чьи это слова: «Ты всё пела, это дело, так поди-ка попляши» (Крылов «Стрекоза и Муравей)

— Сказка о пользе коллективного труда («Репка»)

Из какого произведения слова:

— «Бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они»

(А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)

— «Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой» (М. Ю. Лермонтов «Бородино»)

— «Но я другому отдана и буду век ему верна» (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)

— «Счастливые часов не наблюдают» (А. Грибоедов «Горе от ума»)

— «Быть или не быть: вот в чём вопрос» (Шекспир «Гамлет»)

— Почему арабские сказки названы "Тысяча и одна ночь"?(Тысячу ночей рассказывала Шахразада свои чудесные сказки.А когда наступила тысяча первая ночь, она окончила свой рассказ)

— " Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие...«?

( „Ревизор“ Н.В. Гоголя)

— „Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом... Вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать кучи замёрзшего снега. Поднялась метель“. („Ночь перед Рождеством“

Н.В. Гоголь)

— „Вдруг оба генерала...начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один...откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их“. („Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил“ М.Е. Салтыков-Щедрин)

— „И вдруг он разорвал себе грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, ярче солнца, ... что тьма разлетелась от света его...“ („Старуха Изергиль“ М. Горький)

 

— „Я раз слушал его: ну, покамест говорил об...вавилонянах — ещё ничего, а как добрались до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар...! Сбежал с кафедры и ... хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне“. („Ревизор“ Н.В. Гоголь)

— „Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором ты просишь нас о родительском благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили..., но моего согласия дать я тебе не намерен... Собираюсь добраться до тебя да за проказы проучить путём“. Я всё понял и вознегодовал на Савельича». («Капитанская дочка» А.С. Пушкин)

3 тур «Как много знаю я стихов?»

Я зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в школе или просто слышали, вы должны продолжить или закончить его.

1.Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
(...Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт за окном)

(«Узник» А.С. Пушкин)

2. Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
(...Душа обязана трудиться,
И день, и ночь, и день, и ночь)

(«Не позволяй...» Н. Заболоцкий)

3. Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
(...Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?)

( «Парус» М.Ю. Лермонтов)

4.Старик, я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас —
(...Зачем?Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок.)

(«Мцыри» М.Ю. Лермонтов)

5.Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный —
(...Пора, красавица, проснись.)

(«Зимнее утро» А.С. Пушкин)

6. «Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он... (ямба от хорея)

Как мы ни бились, отличить!»

(«Евгений Онегин» А.С.Пушкин)

Финал.

«Пословицы и поговорки».

На заданную тему нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше?

Темы: а) вражда, ссора, драка.

(Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся — только тешатся; старики бранятся — бесятся; лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость).

б) труд, орудия труда.

(Без дела жить — только небо коптить; взялся за гуж — не говори, что не дюж; волка ноги кормят; глаза боятся, а руки делают; делу — время, потехе — час; дело мастера боится; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть).

в) деньги, достаток.

(Деньги всему голова; деньги — гости: то нет, то горсти; деньги — не грибы, и зимой растут; не имей сто рублей, а имей сто друзей).

Дополнительно
Последние новости

25.12.2023

05.12.2023

10.11.2023

ВСОКО
Школьный театр
Функциональная грамотность
ШСК
ПДД
Школьный психолог
Организация образовательного процесса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19
Школьный музей
Получение образования для детей с ОВЗ и инвалидностью
Мероприятия по спорту
ЮИД
ДЮП
Паспорт школы
ДМО ШКОДА
Программа развития
Опыт работы
Экологическое воспитание
Шахматы в школе
Творческие работы обучающихся
Школьное телевидение
Фото архив
© 2009-2024 МБОУ Николаевская СОШ. Все права защищены.
Создание и обслуживание сайта Yanda.Su