Николаевская средняя общеобразовательная школа
Главное меню

Электронные сервисы

Тема: «Хайку – жанр японской поэзии» (Внеклассное занятие по литературе для 7 класса)

МБОУ «Николаевская СОШ»

Константиновский район

Ростовская область

Тема: «Хайку — жанр японской поэзии»

(Внеклассное занятие по литературе для 7 класса)

Учитель Милица Елена Александровна

2017 год

Цели занятия:

  • Образовательные:
    • познакомить с японской национальной культурой;
    • дать понятие о японском стихотворении — хайку;
  • Развивающие:
    • формировать умение анализировать хайку;
    • продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся;
    • работать над выразительным чтением.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство прекрасного;
    • прививать бережное и внимательное отношение к природе;
    • воспитывать чувство патриотизма.

Ход занятия

Слайд 1. Музыкальное вступление.

(звучит песня на японском языке «Миллион алых роз»)

— Здравствуйте, ребята! На каком языке прозвучала песня «Миллион алых роз»?

— (На японском)

Постановка темы.

— Ребята, мне хочется, чтобы вы прикоснулись к миру прекрасного — миру поэзии. Это будет поэзия самой загадочной и неповторимой страны — Японии.

— Я прочту вам стихотворение на японском языке:

Сидзукаса я

ива — ни симииру

сэми — но — коэ.

 

В переводе звучит так:

Тишина кругом.

Проникает в сердце скал

Легкий звон цикад.

 

— Природа Японии очень живописна.

— Какое дерево является символом Японии?

Слайд 2.

— Символ Японии — сакура.

Слайд 3

 

— Японские поэты: Мацуо Басё и Кобаяси Исса писали о ней.

— Когда зацветает вишня, японцы любуются бело-розовыми облаками нежных лепестков. Созерцание цветущих вишен оказывает на человека благотворное воздействие, вызывает восхищение, радость, настраивает на философский лад.

Слайд 4

— Послушайте стихотворение

Ива склонилась и спит.

И кажется мне, соловей на ветке —

Это ее душа.

— Какой вы видите иву?

Это дерево с серебристо-зелеными листочками, склоненное у воды, у дороги. Все веточки ивы печально опущены.

— Символом чего является ива в поэзии?

Ива — символ печали, грусти, тоски.

-Печаль, тоска — это не твой путь, говорит нам поэт, отдай этот груз иве, ведь она вся — олицетворение грусти.

— Каким вы представляете себе соловья? Опишите его.

Эта птичка невзрачная, серенькая, но как поет!

Звук включить.

— Вы узнали о мыслях, мечтах, надеждах деревца из песни соловья. Он поведал нам о ее душе, загадочной и красивой.

— Звучит просто, но прекрасно — это и есть хайку. Вряд ли в какой-либо другой поэзии найдется жанр, который полнее и ярче, выразил бы то, что называют национальным духом японского народа.

— По-русски жанр хайку называют «трёхстишье».

Слайд 5

— Вот наглядный пример хайку (Мацуо Басё):

Луна-проводник

Зовет: «Загляни ко мне».

Дом у дороги.

— Хайку — жанр японской поэзии.

— Есть ли рифмованные строчки?

— Нерифмованное трёхстишие, состоит из 17 слогов.

Слайд 6

— Формула хайку: 5+7+5=17 слогов

— Что значит эта формула?

— Это значит, что в первой строке должно быть на все слова пять слогов, во второй семь слогов и в третьей — вновь пять слогов.

— Иногда при переводе на русский формула нарушается.

— Хайку — " начальные стихи«, жанр японской поэзии ( возник в 15 веке), нерифмованное трёхстишие на комические, любовные, пейзажные, исторические и другие сюжеты. Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. Первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный.

Опавший пион

По-своему прекрасен

С одним лепестком.

Слайд 7

Творческая работа.

Задание. Попробуйте «собрать» хайку из отдельных слов.

1. Старый, лягушка, в воду, пруд, в тишине, прыгнула, всплеск. (Басе)

2. Я, и, повеяло, каким, в, топором, ударил, зимнем, ароматом, замер, лесу (Бусон)

3. Час, стою, и, потерянный, пион, как, вечерний, сорвал (Бусон)

Слайд 8

ОТВЕТЫ.

1.

Старый пруд.

Прыгнула в воду лягушка

Всплеск в тишине.

Басе

2.

Ударил я топором

И замер... Каким ароматом

Повеяло в зимнем лесу!

Бусон

3

 

Сорвал пион —

И стою как потерянный.

Вечерний час.

Бусон

 

— Докажите, что это хайку?

— В хайку три строки, нет рифмы.

— Кажется, что автор что-то не договаривает, как будто мысль не закончил, но все понятно.

Задание: закончите хайку, придумав подходящую по смыслу последнюю строчку

Слайд 9

 

1) Всё кружится стрекоза

Никак зацепиться не может

(за стебли гибкой травы) Мацуо Басё

Слайд 10

 

2) Лист опавший поймал

И лапкой прижал осторожно

( Смешной котёнок) Кобаяси Исса

Слайд 11

 

3) От людских голосов

Пугливо вздрагивают по вечерам

(Красавицы вишни) Кобаяси Исса

Слайд 12

 

4) Бабочки полёт

Будит тихую поляну

(В солнечных лучах) Мацуо Басё

Слайд 13

 

5) Из сердцевины пиона

Медленно выползает пчела

( О, с какой неохотой!) Мацуо Басё

-Ребята, трудно ли написать хайку?

-Давайте попробуем стать японскими поэтами.

— Вспомните правила построения хайку. (Ответы ).

Слайд 14

Формула хайку: 5+7+5=17 слогов

Слайд 15 музыка лирическая

 

Задание.

Попробуйте сочинить собственные хайку. Передайте в них своё настроение, отношение к природе, к жизни и нарисуйте картинку к трёхстишию.

— Прочитайте, что у вас получилось.

— Молодцы! У нас получился иллюстрированный сборник стихов.

— Вы постарались на славу!

Слайд 16

— Музыка " Миллион алых роз".

Я благодарю вас за сотрудничество. Желаю здоровья, душевного равновесия, счастья, любви. Пусть в душе цветут розы, благоухает сакура. А на пути не встречается плакучая ива.

Дополнительно
Последние новости

25.12.2023

05.12.2023

10.11.2023

ВСОКО
Школьный театр
Функциональная грамотность
ШСК
ПДД
Школьный психолог
Организация образовательного процесса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19
Школьный музей
Получение образования для детей с ОВЗ и инвалидностью
Мероприятия по спорту
ЮИД
ДЮП
Паспорт школы
ДМО ШКОДА
Программа развития
Опыт работы
Экологическое воспитание
Шахматы в школе
Творческие работы обучающихся
Школьное телевидение
Фото архив
© 2009-2024 МБОУ Николаевская СОШ. Все права защищены.
Создание и обслуживание сайта Yanda.Su