Николаевская средняя общеобразовательная школа
Главное меню

Электронные сервисы

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе

10 класс

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе

«Своя игра»

 

Первый тур

«Персоналии»

А.С.Пушкин

1. Именно это произведение А.С. Пушкина В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни» («Евгений Онегин»)
2. Этот поэт подарил Пушкину свой портрет с подписью: «Победителю ученику от побежденного учителя» (Василий Андреевич Жуковский)

3. В романе «Евгений Онегин» о Ленском сказано: «Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туманну даль...» Представителем какого литературного направления, судя по этим строчкам, был Владимир Ленский? (Романтизм)

4.Исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший идеал.
Кому посвятил Пушкин эти волнующие строки?

( Наталья Николаевна Гончарова)

5. М.И. Глинка создал замечательный романс на стихи А.С. Пушкина. А кому они были посвящены? (Анна Петровна Керн)

М.Ю.Лермонтов

1.Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник...
Назовите литературного персонажа.

(Мцыри)

2. Назовите общую тему, объединяющую стихотворения: «Сосед», «Желание», «Пленный рыцарь», «Узник».

(Тема неволи)

3. «В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное, никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым...» Кому принадлежит эта характеристика Г.А. Печорина? (Вера Лиговская)

4.

Каким смотрел он злобным взглядом,
Как полон был смертельным ядом
Вражды, не знающей конца, —
И веяло могильным хладом
От неподвижного лица.

(Демон)

5. Устраните недочеты в порядке следования глав:

4 Тамань
5 Княжна Мери
1 Бэла
6 Фаталист
2 Максим Максимыч
3 Предисловие к дневнику Печорина

Н.В.Гоголь.

1. Необходимая вещь, за которой летал кузнец Вакула из повести «Ночь перед Рождеством» в Санкт-Петербург. (Черевички)
2. Эпиграф этого произведения таков: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива» (Комедия «Ревизор»)
3. В его кабинете всегда лежала какая-то книга, заложенная на 14-й странице, которую он читал уже два года (Манилов)
4. Кто из литературных героев, упав с коня в весьма неподходящий момент, дал повод подозревать героиню в любви к нему? (Молчалин, «Горе от ума»)
5. «Нет уз святее товарищества», «Нет силы сильнее веры», «Терпи, козак — атаман будешь». Из какой повести Гоголя взяты афоризмы? («Тарас Бульба»)

Н.А.Островский.

1. «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица... Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Кому принадлежат эти слова? (Катерина)

2. Молодой человек, сирота. Семья состоит, кроме него, еще из одного человека — его сестры. Живет из милости у своего дяди, богатого купца, присвоившего себе причитающееся ему наследство, терпит его всевозможные унижения, надругательства. Назовите имя молодого человека. (Борис Григорьевич)

3. Назовите основные виды драмы (Комедия, Трагедия, Драма)
4. Первое название этой комедии — «Банкрот», а под каким названием она известна сейчас? («Свои люди — сочтемся»)
5. Н.А. Андреев. Памятник А.Н. Островскому. А где он установлен? (в Москве у Малого театра)

И.А.Гончаров.

1.«Цвет лица у ... не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины». (Илья Ильич Обломов)

2. Гончаров известен как автор трех романов на «О...». Назовите эти романы. (Обыкновенная история, Обломов, Обрыв)

3. Этот активный сотрудник журнала «Московитянин», один из основателей «Литературного фонда» и «Артистического кружка», несмотря на признание, всю жизнь жил в бедности и вынужден был, помимо литературной деятельности, работать в Московском совестном и коммерческом судах. Он справедливо считается основоположником русского национального театра. (Александр Николаевич Островский)

4. Именно это событие из жизни писателя легло в основу книги очерков "Фрегат "Паллада«.(Кругосветное путешествие)
5. Имя актера, исполнившего роль Обломова в художественном фильме Н.С. Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979). (Олег Табаков)

И.С.Тургенев.

1. Это увлечение давало богатый материал для наблюдений писателя и даже вошло в название книги рассказов. (Охота)
2. Эта французская певица, друг писателя, оказала большое влияние на его судьбу. (Полина Виардо)

3. До Тургенева этот жанр активно разрабатывал Ш. Бодлер. Условный термин, введенный в русскую поэтику И. Тургеневым, который написал ряд небольших поэтических произведений в прозаической форме. О чем идет речь? (Стихотворения в прозе)

4. Найдите лишнее: эпитет, олицетворение, фабула, сравнение (Фабула — последовательное развитие событий и происшествий в литературном произведении на основе сюжета)
5. Прототипом какой героини Тургенева стала его дочь Полина (Пелагея)? (Ася)

Второй тур

Фонетика.

1. Именно это является наименьшей единицей устной речи. (Звук)
2. Этому числу равно количество букв русского алфавита. (33)

3. В буквальном переводе с латинского это —"переписывание«. А обозначает этот термин условную передачу звучащего слова с помощью графических знаков. (Транскрипция («trans-» — пере- «criptio» — писать))

4. Именно это обозначает йотированный гласный в позиции после согласного. (Мягкость согласного и гласный звук)
5. Этим фонетическим процессом объясняется произношение слов: [с,т,эп.], [здач,а], [кн,ишка]. (Уподобление, или ассимиляция)

Словообразование.

1. Эта часть слова служит для образования форм слова (Окончание)
2. На эти две группы делятся способы словообразования (Морфологические и неморфологические)
3. Определите способ образования слова приморский (Приставочно-суффиксальный)

4. Этот человек в звании мичмана решил оставить военную карьеру и занялся лингвистикой. Известен как составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» (Владимир Иванович Даль)

5. Способ образования выделенного слова: вкусное мороженое (переход из одной части речи в другую)

Лексикология.

1. Так называются слова, одинаково произносящиеся и пишущиеся, но имеющие разное лексическое значение (Омонимы)
2. Как с точки зрения происхождения называются слова злато, длань, уста? (Архаизмы)
3. Определите тип причастия бегущий (действительное причастие настоящего времени)
4. Именно к этой группе с точки зрения употребления относятся слова «аська», «бродилка», «дрова» — драйвера (Жаргонизмы)
5. Это лежит в основе таких художественных приемов, как метонимия, синекдоха, метафора (Переносное значение слова)

Фразеология.

1. Значение этого словосочетания, как правило, не зависит от значений входящих в его состав слов (Фразеологизм)
2. Назовите автора фразеологизмов: С разбором выбирай друзей; Беда, коль пироги начнет печи сапожник; А сапоги тачать пирожник Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать; А Ларчик просто открывался; У сильного всегда бессильный виноват; Знать она сильна, коль лает на слона (Крылов И.А.)

3. В каких отношениях находятся между собой фразеологизмы в следующих парах: рукой подать — за тридевять земель, семи пядей во лбу — дуб-дерево? (В антонимичных)
4. В этом словаре можно найти информацию о происхождении слова (Этимологический)
5. Попробуйте определить происхождение фразеологизмов: Прокрустово ложе, сизифов труд, авгиевы конюшни (Греческая мифология)

Морфология.

1. Перечислите названия падежей (Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный)
2. Сколько наклонений у русского глагола? Перечислите их. (Изъявительное, Повелительное, Условное)
3. Эта часть речи указывает на предметы, признаки, принадлежность и количество, может быть любым членом предложения. (Местоимение)
4. Поставьте числительное двести пятьдесят шесть в родительный падеж. (Двухсот пятидесяти шести)
5. Исправьте ошибку в предложении: Проходя по перрону, с него слетела шляпа. (Когда он проходил по перрону, с него слетела шляпа.)

Синтаксис.

1. По цели высказывания предложения бывают ... (Повествовательные, Вопросительные, Побудительные)
2. Что изображено на схемах? (Предложения с однородными членами)
3. О чем идет речь на схеме? (Виды связи в словосочетании)
4. О каком члене предложения идет речь? (Определение)

5. В пейзажах Шотландии, которые многие считают красивейшими, поражает необыкновенная лаконичность лирического чувства. Дайте характеристику предложения. (Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным)

Третий тур

Устное народное творчество.

1. Эта замечательная сказительница немало способствовала становлению таланта Пушкина-сказочника. (Арина Родионовна Яковлева)
2. Откуда родом Илья Муромец? (Село Карачарово Муромской области)

3. В былинах и народных сказках витязь часто оказывается на распутье трех дорог. А какое предостережение содержит камень-горюн? (Прямо ехать — убитому быть.Направо ехать — женатому быть, Налево ехать — богатому быть)

4. На какие тематические группы делятся русские народные сказки? (Волшебные, Бытовые, О животных)

5. Это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности — средство испытания мудрости, теперь — народная забава (Загадка)

Древнерусская литература.

1. «Откуда есть пошла русская земля» — с этого начинается древнейшая сохранившаяся до наших дней летопись. Какая? («Повесть временных лет»)
2. К кому обращается Ярославна, плача в Путивле на забрале? (К ветру, к Днепру, к Солнцу)

3. Этот жанр древнерусской литературы повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости. Даёт образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить её может каждый. (Житие)

4. Если он хотел кому песнь сложить, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. (Боян)

5. «О мои дети, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле досаждать мечами, а себе славы искать, но одолели без чести, без чести ведь кровь поганую пролили,» — обращался к князьям Святослав Всеволодович, великий князь Киевский. Действительно ли Игорь и Всеволод приходились ему сыновьями? (Игорь и Всеволод — двоюродные братья Святослава)

18 век.

1. Образцом этого творческого метода в России стала повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза«(Сентиментализм)

2. Этот поэт XVIII века является единственным из знаменитых русских поэтов, который сумел сделать блестящую административную карьеру и даже занимал пост губернатора (в Тамбове). Назовите его имя. (Держивин Г.Р.)

3. Прочитав это произведение, императрица Екатерина II воскликнула: «Бунтовщик, почище Пугачева». Кто и чем так разгневал Ее Величество? (Александр Николаевич Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)

4. Этот знаменитый английский поэт стал национальным героем Греции: в день его смерти в этой стране был даже объявлен национальный траур. Его поэмы «Корсар», «Паломничество Чайльд Гарольда» являют собой лучшие образцы романтизма. Назовите поэта.(ДжоржНоэль Гордон Байрон)

5. Как звали фонвизинского недоросля? (Митрофан Простаков)

Теория литературы.

1. Об этом стихотворном размере Ходасевич сказал: «Он крепче всех твердынь России, Славнее всех её знамён. (Четырёхстопный ямб)
2. Заключение к литературному произведению, непосредственно не связанное с развивающимся действием, но завершающее его. (Эпилог)
3. Он бывает трагическим, лирическим, героическим, комическим. В общем — идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения. (Пафос)
4. Цепь событий в их причинно-временной последовательности, составляющая сюжет произведения. (Фабула)
5. Изображение людей и предметов в фантастически-преувеличенном, уродливо-комическом виде. (Гротеск)

19 век.

1. Это лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера. Один из выдающихся мастеров этого жанра —

В.А. Жуковский. (Баллада)

2. Женский образ в романе И.А. Гончарова «Обломов» (Ольга Сергеевна Ильинская)

3. В так называемый канон его имени входят 37 пьес (комедии, трагедии, драмы, исторические хроники), 2 поэмы и 154 сонета, а основной стихотворной формой пьес является белый стих, или нерифмованный пятистопный ямб. А некоторые исследователи считают, что автором всех этих произведений вообще является не он. Кто же это? (Шекспир)

4. Брат Бэлы из произведения Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». (Азамат)
5. Так начинается («Герой нашего времени»)

Зарубежная литература.

1. Именно этот эпитет «подарил» знаменитой «Комедии» Данте его почитатель и биограф Джованни Боккаччо. (Божественная)

2. «Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы. Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого света, поэтому он защищал их большим козырьком потрепанного картуза. Острый кончик длинного носа, изрытый рябинами, походил на буравчик, а губы были тонкие, как у алхимиков и древних стариков на картинах Рембрандта и Метсу. Говорил этот человек тихо, мягко, никогда не горячился». (Гобсек)

3. Фольклор и художественная литература разных стран и народов нередко использовали этот библейский образ. Иногда поэтов привлекала история «падения», «изгнания из рая» библейского сатаны, иногда — его бунт против бога. Среди писателей и поэтов обращавшихся к нему Дж. Мильтон, Дж. Г. Байрон, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, Т. Манн, М. Булгаков. А как и в каком произведении воплотился этот образ в творчестве И.В. Гёте? (Мефистофель)

4. В переводе с греческого — «остроумно-глупое». Стилистическая фигура, состоящая из соединения двух понятий, противоречащих друг другу, взаимоисключающих друг друга. (Оксюморон)

5. Образцом этого творческого метода в европейской литературе является роман

Ф. Кеведо-и-Вильегаса "История жизни жулика по имени Паблос, образца бродяг

и зеркала пройдох«(Барокко)

Финальный раунд

1. Средства поэтической выразительности:

Только ветер да звонкая пена,
Только чаек тревожный полет,
Только кровь, что наполнила вены,
Закипающим гулом поет.

(Э. Багрицкий)

Какое художественное средство использовано в этом поэтическом фрагменте? (Анафора)

2. Жанры поэзии:

Лирический жанр античной поэзии, стихотворение, проникнутое смешанным чувством радости и печали или только грустью, раздумьем, размышлением, с оттенком поэтической интимности. В конце 18 и особенно в начале 19 вв. используют К. Батюшков, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Языков, Н. Некрасов, А. Фет, а в 20 в. — В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок и др (Элегия)

3. Стихотворные размеры:

В дымке-невидимке
Выплыл месяц вешний,
Цвет садовый дышит
Яблонью, черешней.

Определите стихотворный размер

(Трехстопный хорей)

4. Литературные направления:

В основе этого направления лежат идеи рационализма: художественное произведение должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания; интерес представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки; придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны берет из античного искусства. (Классицизм)

5. Орфография:

Вставьте пропущенные буквы:

ПР...ЗИД...УМ, ПР...АМБУЛА, ПР...П...РАТ, ПР...В...ЛЕГИЯ, ПР...М...ТИВ, ПР...ВАТНЫЙ, ПР......РИТЕТ

(ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА , ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ , ПРИОРИТЕТ)

6. Пунктуация:

Расставьте недостающие знаки препинания:

Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств я нырнул в постель и уже закрыл было глаза как вдруг мне пришло на ум что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице... «Что же это значит? — спросил я самого себя. — Разве я не влюблен?» Но задав себе этот вопрос я кажется немедленно заснул как дитя в колыбели.

(Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств, я нырнул в постель и уже закрыл было глаза, как вдруг мне пришло на ум, что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице... «Что же это значит? — спросил я самого себя. — Разве я не влюблен?» Но, задав себе этот вопрос, я, кажется, немедленно заснул как дитя в колыбели)

 Второй раунд

Финал

Дополнительно
Последние новости

25.12.2023

05.12.2023

10.11.2023

ВСОКО
Школьный театр
Функциональная грамотность
ШСК
ПДД
Школьный психолог
Организация образовательного процесса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19
Школьный музей
Получение образования для детей с ОВЗ и инвалидностью
Мероприятия по спорту
ЮИД
ДЮП
Паспорт школы
ДМО ШКОДА
Программа развития
Опыт работы
Экологическое воспитание
Шахматы в школе
Творческие работы обучающихся
Школьное телевидение
Фото архив
© 2009-2024 МБОУ Николаевская СОШ. Все права защищены.
Создание и обслуживание сайта Yanda.Su