Николаевская средняя общеобразовательная школа
Главное меню
 

Внеклассное мероприятие Путешествие в страну Литературию 5 класс

Цели: в игровой форме закрепить знания учащихся по литературе;

развивать интерес к чтению, память, речь, внимание, коммуникативные навыки учащихся; научить работать в команде;

повысить уровень мотивации к изучаемому предмету;

способствовать развитию наблюдательности  и внимательного отношения к деталям произведения; создавать необходимые условия для развития эмоциональной сферы учащихся; использование содержания произведений как средства нравственного воспитания.

Правила игры: игра проводится между 2 командами. В каждой команде

по  5  человек.  В  каждой  команде  выбирается  капитан.  Команды  выбирают

название («Умники и умницы», « Знатоки»)

Ход игры

1.Вступительное слово учителя.

Ты ищешь знаний, мудрости земной,

Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?

Найди на полке книгу и раскрой

Источник мысли чистый, вдохновенный.

Ты полюби ее, как любишь мать,

Всежаждущим умом, большой душою,

Она поможет мир тебе узнать,

Она пред взором многое откроет.

 -  Наше  время  –  время  великих  достижений  науки,  техники,  время замечательных  открытий.  Но  из  всех  чудес,  созданных  человеком,  наиболее сложным  и  великим  А.М.Горький  считал  книгу.  Ее  называют  единственной машиной  времени,  с  помощью  которой  можно  совершать  путешествия  в невиданные  страны,  в  прошлое,  будущее  и  настоящее…Книга  –  верный  и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К.Г.Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!».

 Сегодня  мы  с  вами,  ребята,  совершим  путешествие  в  мир  книги,  в волшебную  страну,  которая  называется  «Литературия».  Вам  предстоит пройти несколько испытаний на звание самого активного читателя.

В  нашей  игре  принимают  участие  2команды:  «Умники  и  умницы»,  «Знатоки».

У каждой команды есть капитан, который принимает решение в самый трудный момент.

Условия игры простые: выполняя задания, отвечая на вопросы, вы приносите своей команде очки. Игроки внимательно слушают вопрос до конца, потом отвечают. 

  Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право передается той команде, которая первой подняла руку.

В итоге выигрывает команда, которая набрала большее количество очков. 

А чтобы не было неразберихи и путаницы, судить нашу игру будет

компетентное жюри в составе:…………………………………………………….

Итак, мы начинаем!

1 конкурс. Разминка.

Сейчас мы посмотрим, как вы готовы к игре.

Вопросы команде «Умники и умницы»

 

1.  Отгадайте загадку: « Без рук, а рисует, без зубов, а кусает» (мороз)

2.  Знаменитый русский баснописец. (Крылов)

3.  Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна)

4.  Рыбак, ловивший рыбу хвостом (волк)

5.  С каким врагом сражался Илья Муромец на прямоезжей дорожке в Киев?( Соловей-разбойник)

 

 

Вопросы команде «Путешественники»

1.  Отгадайте  загадку:  «Летит  -  пищит,  сядет  - молчит. Кто его убьет, тот свою кровь прольет» (комар)

2.  Самое лучшее привидение в мире.  (Карлсон)

3.  Транспорт с крыльями, который украл мальчика для бабы Яги (гуси-лебеди)

4. Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы?  (Бабушка)

5. Мальчик с деревянным носом. (Буратино)

(Жюри подводит итоги 1 конкурса)

Итак, размялись, а теперь в путь!

2 конкурс «Библиотека»

 Каждая  команда  получает  список  произведений  и  авторов  (вразброс).

Необходимо  правильно  подобрать  автора  к  произведению.  Время – 3 минуты.

Список произведений

 

1.  «Ворон и Лисица» (И.А.Крылов)

2.  «Руслан и Людмила» (А.С.Пушкин)

3.  «Бородино» (М.Ю.Лермонтов)

4.  «Ночь перед Рождеством» (Н.В.Гоголь)

5.  «Муму» (И.С.Тургенев)

6.  «Кавказский пленник» (Л.Н.Толстой)

7.  «Злоумышленник» (А.П.Чехов)

8.  «Крестьянские дети» (Н.А.Некрасов)

9.  «Пересолил» (А.П.Чехов)

10. «Снежная королева» (Х.К.Андерсен)

11. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (А.С.Пушкин)

12. «Пересолил» (А.П.Чехов)

13. «Подснежник» (И.А.Бунин)

14. «В деревне» (И.А.Бунин)

 

3. Конкурс «Корзина с потерянными вещами».

У меня корзина есть.

В ней вещей не перечесть.

Тяжела и велика, вес ее полпуда.

Угадайте поскорей. Что в ней и откуда?

1. В сказке Г. Х.Андерсена лапландка использовала вместо нее вяленую треску. (Бумага).

2. Расколешь лед – возьмешь серебро.

Разрежешь серебро –возьмешь золото. (Яйцо).

3. Этот вкусный предмет уложил в гроб даже царевну (Яблоко).

4. Это богатырский предмет. Сейчас его можно встретить или в музее, или на страницах книг (Меч).

 

4. Конкурс  «Галерея»

Показать портреты писателей. Задача  заключается в  том,  чтобы  правильно назвать писателей.  Оценивается правильность и быстрота ответа. 

(портреты:И.С.Тургенев, А.П.Чехов, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой)

 

5. Конкурс «Узнай героя по описанию»

1.  Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На ногах щтаны и башмачки, на шее монисто, все из русских полтинников. (Дина «Кавказский пленник» Л.Н.толстой)

2.  …Мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырем и глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых. (Герасим «Муму) И.С.Тургенев)

6. «Восстанови справедливость»

   (Восстановите справедливость – верните определения своим   владельцам)

Неуклюжий как крот                             Верный как слон

Неповоротливый как собака                 Хитрый как бык

Слепой как пёс                                       Длинный как заяц

Трусливый как медведь                        Вороватый как жираф

Злой как лиса                                         Упрямый как сорока

 

7. Угадай сказку А. С. Пушкина  по  следующим словам:

1. Терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.
2. Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто.
3. Базар, жадность, оброк, море, верёвка.
4. Рать, воевода, шатёр, шамаханская царица, петушок, звездочёт.

Ответы: 

1. «Сказка о Мёртвой Царевне и о семи богатырях».
2. «Сказка о Рыбаке и Рыбке».
3. «Сказка о Попе и о работнике его Балде».
4. «Сказка о Золотом петушке».

8. «Знаешь ли ты…»

1 . Кто написал "Муму"? (И.С. Тургенев)

2. Где родился Александр Сергеевич Пушкин? (В Москве)

3. Кто герои басен Ивана Андреевича Крылова? (Звери)

4. Кого из русских знаменитостей можно назвать одновременно физиком, художником, астрономом, металлургом, географом, просветителем и государственным деятелем? (Михаил Васильевич Ломоносов).

5. За что чёрт «поклялся мстить кузнецу»? /За то, что кузнец в церкви нарисовал святого Петра в день Страшного суда, изгонявшего из ада злого духа. На этой картине чёрта били грешники всем, чем ни попало/

6. Как зовут главного героя рассказа И.С.Тургенева “Муму”? /главного героя зовут Герасимом/.

7. О ком идет речь в этом описании?

“…мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет”.

/речь идет о Костылине/.

8. Из какого произведения эти строки, кто автор: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна,Но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

(«Ворона и лисица» Басня Ивана Андреевича Крылова)

9. В каком литературном произведении говорится о преимуществе кирпичной кладки над глинобитными и тростниковыми сооружениями. ("Три поросёнка" Джеймс Холивелл-Филлипс, )

10. В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ноги. Кого и каким способом они искали? («Золушку» Шарль Перро)

11. Разбойника, убивавшего людей одним звуком своего голоса побеждает человек, только что научившийся ходить. Кто он? ( Илья Муромец)

12. Простая "работница" сельского хозяйства создаёт изделие из драгоценного металла.

Её хозяева, пожилые супруги, начинают испытывать его на прочность. Внезапно появляется незнакомка и разбивает сокровище. Кто она и как она это сделала? (Мышка "хвостиком махнула"."Курочка Ряба")

13. Фермер вырастил на участке рекордный урожай, но не может справиться с уборкой

и приглашает ещё пятерых работников. Каких? (Бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.)

14. Некая высокопоставленная женщина выслеживает свою родственницу при помощи специального устройства. Выследив, она отравляет девушку-невесту. Как называется сказка и что это за устройство? ("Сказка о мёртвой царевне...", зеркало)

15. Два брата из ревности убивают друг друга. Их престарелый отец сам хочет жениться на красавице и ради этого убивает своего благодетеля. За это злодейство он был наказан мстителем. Кто этот мститель? (Золотой петушок)

16. В каком литературном произведении говорится о самом древнем способе реанимации человека? ("Сказка о мёртвой царевне...")

17. В каком литературном произведении царь закончил своё царствование в кипящем котле? ("Конёк-гобунок")

18. Кто написал сказку "Приключения Незнайки"? (Н.Носов) 
19. Кто автор сказки, в которой есть такие герои: Дядя Фёдор, кот Матроскин, собака Шарик, почтальон Печкин?(Эдуард Успенский)
20 .Как звали автора сказки "Три толстяка"? (Юрий Олеша) 

9 конкурс «Черный ящик»

Угадайте, что у меня в этом ящике?

 

1.За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)

2.Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)

3.Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)

 4.Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)

 5.Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (комок,клубок)

 6.Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)

 7.Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно

в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)

 

10 конкурс  «Капитан, капитан, подтянитесь…»

Я читаю начало отрывка из произведений А.С.Пушкина, а капитаны по очереди продолжают.

Итак, капитаны, готовы? 

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

                И днем и ночью кот ученый

 Все ходит по цепи кругом. 

 

Там ступа с бабою Ягой

Идет, бредет  сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух…там Русью пахнет!

 

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

 

И ей зеркальце в ответ:

 «Ты прекрасна, спору нет,

Но живет без всякой славы

Средь зеленыя дубравы,

У семи богатырей

Та, что все ж тебя милей».

 

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

 

Ты не лебедь ведь избавил,

                   Девицу в живых оставил;

                   Ты не коршуна убил,

                   Чародея подстрелил.

Буря мглою небо кроет,

                   Вихри снежные крутя;

                  То, как зверь, она завоет,

                  То заплачет, как дитя.

Под голубыми небесами 

                   Великолепными коврами,

                   Блестя на солнце, снег лежит;

                   Прозрачный лес один чернеет,

                   И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. 

Слово учителя. Молодцы, капитаны, не подвели свои команды! А наша игра подходит

к концу. И пока жюри подводит итоги, давайте подумаем, что нового узнали, чему научились, что понравилось. (Ответы игроков)

Слово жюри. Подведение итогов, награждение.

Дополнительно
Последние новости

15.12.2017

01.12.2017

01.12.2017

30.11.2017

27.11.2017

ЮИД
ДЮП
Паспорт школы
ДМО ШКОДА
Программа развития
Опыт работы
Фото архив
© 2009-2017 МБОУ Николаевская СОШ. Все права защищены.
Создание и обслуживание сайта Yanda.Su