Николаевская средняя общеобразовательная школа
Главное меню

Электронные сервисы
Педагогическая копилка

Урок ИЗО в 5 классе Худойбердиевой Е.В

Тема урока: Украшение в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

Цель урока: способствовать формированию у учащихся знаний о вазописи древней Греции.

Задачи урока:

— способствовать формированию у учащихся представлений об основных видах древнегреческих ваз, их формах и декоре;

— содействовать развитию умений передавать единство формы и декора, выстраивать орнаментальные композиции на основе ритмического повтора растительных и геометрических элементов;

— способствовать воспитанию нравственно- эстетического отношения к искусству, истории, культуре других стран.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся пользоваться необходимой информацией; обобщать и создавать узор для украшения вазы; обучить технике рисования живописными средствами .

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности; организовывать работу в паре, обмениваться мнениями, планировать деятельность, выбирать способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки; излагать своё мнение в диалоге.

Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели; имеют мотивацию к учебной деятельности.

Педагогические технологии, применяемые на уроке:

  • личностно — ориентированные технологии;
  • компьютерные (информационно — коммуникативные) технологии;
  • игровые технологии.

Тип урока: урок освоения новых знаний, экскурсия.

Форма урока: комбинированный (творческая мастерская)

Методы: дискуссия, работа в парах, конструирование, демонстрация.

Понятия: типы греческих сосудов: амфора, кратер, лекиф; краснофигурная и чёрнофигурная роспись.

Материалы к уроку: бумага для акварели, кисти, гуашь, шаблоны, пазлы.

Зрительный ряд: презентация «Греция — страна мастеров», раздаточный материал для каждой группы.

Музыкальный ряд: сиртаки.

Ход урока.

1. Мобилизующий этап.

— Здравствуйте уважаемые гости! Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в небольшую страну, но с древней и удивительно богатой культурой. А назвать маршрут нашей экскурсии вы сможете отгадав ребус на билете.

— Кто уже готов назвать, куда же мы отправимся?

— Соответственно цвету ваших билетов займите места .

2. Поисковый этап урока

— Для чего люди путешествуют? ( чтобы отдохнуть, поиск новых красот мира, получение новых знаний)

— О Греции мы слышим не в первый раз. — Что вы уже знаете об этой стране?

— Греческая цивилизация одна из древних.( Предполагают, что первые греки появились на Балканах на рубеже 3-2 тыс. до н.э. Спустя века этот народ самоназвался «эллины». От него происходит название страны — Эллада.)

— Греция считается родиной математики.(все труды, написанные первыми греческими математиками: Архимедом, Евклидом, Пифагором, стали основой школьных учебников).

— В Греции живёт самое большое количество животных в Европе (107 видов рыб, 240 видов птиц, 116 видов млекопитающих).

— Греция — родина мифов и легенд.

— Греция страна олимпийских игр.

Строили греки театры и храмы.

Ставили греки комедии, драмы,

Вот посмотрите теперь каково

Было скульптурное их мастерство.

Древнегреческий храм Парфенон — шедевр древнегреческой архитектуры и символ греческого гения.

-К сожалению, многие сооружения древних греков дошли до нас сильно разрушенными временем и людьми. Но даже их остатки продолжают восхищать нас своим величием пропорций и красотой форм.

3. Изучение нового материала (работа в группах)

Представьте, что мы археологи и нашли древнегреческую мастерскую по росписи ваз. Только вазы представляют груду черепков, а ваша задача восстановить внешний вид предметов, определить к какому типу они относятся, для чего использовали их древние греки?

Вы можете воспользоваться дополнительной информацией на партах.

— Какая ваза получилась у вас?

— Для чего предназначалась?

 Чем отличаются вазы? ( формой, размером, узором)

Крате́р (др.-греч. «смешиваю») —большой сосуд с широкой горловиной и двумя ручками. Предназначался для смешивания вина с водой. Пить неразбавленное вино, по мнению греков, могли только варвары.

Лекиф, высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.

Панафинейская чернофигурная амфора, украшалась росписью сцен спортивных игр и единоборств атлетов, вручалась победителю спортивных состязаний и появилась в Афинах в 566 г.до н.э. Панафинейские амфоры, наполненные маслом, вручали в качестве приза победителям на Панафинейских играх (лат. Panathenaia) самых крупных религиозно-политических празднествах, которые проводились в Афинах в честь покровительницы города богини Афины.

Учитель: первые вазы были вовсе без украшений. Но очень скорона них появляются волнистые линии, геометрические фигуры, мифологические сюжеты, пейзажи, деревья, архитектурные сооружения.

Для каждой части вазы предназначался свой рисунок.

— Каким узором украшена шейка сосуда? Ребята этот узор называется меандр — так называется река во Фракии. Река сильно петляла, по сходству с рекой и назвали узор.

Пальметта — стилизованное изображение пальмового листа.

Спираль— один из ярких примеров древнего орнамента. Спираль ассоциировалась с развитием и движением, она была символом жизни. Интересно, что древние греки воспринимали орнамент спирали как атрибут Афины (если она раскручивалась по часовой стрелке) или Посейдона (против часовой стрелки). А в некоторых трактовках в раковине спирали виделся образ Вселенной, в её центре — пуп Земли.

— Что изображали на тулове сосуда?

Чернофигурная ваза — фона ней оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черты лица.

Краснофигурная роспись появилась позже. Фон заливался черным лаком, а фигуры оставались красными на них наносились чёрные линии.

С середины VI века до н.э. художники стали ставить свои подписи на вазах.

Художника прекрасное творенье

Волнует чувства и воображенье

И кажется, что в образы гречанок

Кисти жизнь вдохнули

И вот на сцену вдруг они шагнули.

4.Физминутка.(танец сиртаки)

5.Практическая работа.

Сейчас мы посетим греческую мастерскую вазописи. Как вы понимаете слово вазопись? (Вазопись — декоративная роспись сосудов, выполненная в разной технике, чаще — керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим обжигом.) из какого материала делали вазы?

Афины обладали и залежами вторичных глин, обогащенных железом, имеющих естественный красный цвет. Они очень пластичны, хорошо держат форму и хорошо пригодны для керамического производства. Для формирования корпуса вазы использовали ручной гончарный круг диаметром около 60 см, который обращал специальный наёмный рабочий или раб.

Учитывая высокую пластичность аттических глин, вазы изготавливали из одного куска глины, однако кратеры или гидрии особо крупных форм склеивали из нескольких колец жидкой глиной. Для сосудов сложных форм отдельно формировали ножку, ручки, которые соединяли с корпусом последними. После этого вазу оставляли высыхать. Ну а росписи выполнял художник.

Из предложенных форм греческих сосудов выберите наиболее понравившуюся вам, приложите шаблон на лист бумаги, обведите вазу, придумайте для неё композицию и выполните рисунок в цвете.

Викторина (выполняется пока подсыхает фон ваз)

  1. Сосуд яйцевидной формы с двумя ручками для хранения масла и вина, иногда использовался в качестве урны для голосования.(амфора)
  2. Как назывался сосуд для смешивания вина и воды? (кратер)
  3. Как называли сосуд с узким горлышком и небольшой ножкой, предназначенный для хранения масла? (лекиф)
  4. Декоративная роспись керамических сосудов? (вазопись)
  5. Показываю виды орнаментов и прошу сказать как они называются (меандр, пальметта, спираль).
  6. Чем покрывали вазы в Древней Греции;(лак)
  7. Герой мифов Древней Греции;(Геракл)
  8. Материал для изготовления греческих ваз;(глина)
  9. Страна, родина вазописи;(Греция)
  10. Вид вазописи;(краснофигурный)

6. Анализ работ и оценивание работ.

Крупнейшие музеи мира гордятся своими коллекциями древнегреческих ваз. Им посвящают целые залы. Давайте и мы создадим свой выставочный зал. Прикрепите рисунки на доску с помощью магнитов.

Посмотрите, что у нас получилось.

— Как вы думаете, в современной жизни есть место таким предметам?

— Где и кА можно использовать греческие вазы?

— Какие вазы вы бы приобрели в качестве подарка близким, возвращаясь с поездки?

— Почему вам они понравились?

— С каким настроение уходите с урока?

— Благодарю всех за работу!

Дополнительно
Последние новости

25.12.2023

05.12.2023

10.11.2023

ВСОКО
Школьный театр
Функциональная грамотность
ШСК
ПДД
Школьный психолог
Организация образовательного процесса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19
Школьный музей
Получение образования для детей с ОВЗ и инвалидностью
Мероприятия по спорту
ЮИД
ДЮП
Паспорт школы
ДМО ШКОДА
Программа развития
Опыт работы
Экологическое воспитание
Шахматы в школе
Творческие работы обучающихся
Школьное телевидение
Фото архив
© 2009-2024 МБОУ Николаевская СОШ. Все права защищены.
Создание и обслуживание сайта Yanda.Su