Николаевская средняя общеобразовательная школа
— гармония
Главное меню

Электронные сервисы
Е.В.Худойбердиева. Композиция

Файл для интерактивной доски [Скачать]

Композиция — гармония

Давайте, дорогие друзья, поговорим о некоторых очень важных вещах, знакомство с которыми будет полезным, если вы хотите научиться хорошо и правильно рисовать.

Перед вами находится чистый лист бумаги, сам по себе он не привлекает особого внимания, но чудесным образом меняется, как только к нему прикоснутся остро отточенный грифель карандаша, яркий фломастер или мягкая кисточка с краской. Лист бумаги становится изобразительной, картинной плоскостью, которая может многое рассказать об окружающем нас мире.

Любое изображение на картинной плоскости

либо хорошо вписывается в нее и становится законченной работой, либо никак не может использовать отведенное для него пространство: то оно слишком велико для листа бумаги, то мало, или слишком сдвинуто в сторону, оставляя много пустого места. Избежать неудач, установить должный порядок — гармонию — в работе помогает композиция.

Слово " композиция" произошло от латинского " компоноре", что в переводе означает " сочинять", " располагать", " составлять".

Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Восприятие произведения во многом зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции. Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет её элементы друг другу и целому.

Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными. В композиции важно всё — масса предметов, их зрительный " вес", размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения, и многое другое.

Художник на картине или рисунке должен научиться так, располагать главные и второстепенные детали, пятна цвета, линии, чтобы его произведение получилось выразительным и законченным (о таком произведении говорят: нельзя в нем ничего ни убавить, ни прибавить).

После того, как вы выбрали тему своего рисунка, определили, что вы хотите изобразить, подумайте, какого размера и формата лист понадобится вам для работы. Это не менее важно, чем умение грамотно рисовать, и именно с этого начинается композиция, которая тесно связана с форматом листа. Многие начинающие художники просто рисуют на любом подвернувшемся под руку листе, даже на обычном тетрадном. И напрасно. Многое зависит оттого, что именно вы хотите изобразить. Это может быть вытянутый берег реки, озера — тогда для рисунка подойдет горизонтальный лист бумаги. Для группы высоких сосен или букета цветов в высокой вазе лучше выбрать лист, вытянутый по вертикали. Многие рисунки хорошо вписываются в квадратный лист, это наиболее часто встречающийся формат.

Предположим, вы решили нарисовать обыкновенный футбольный мяч, лежащий на полу или на столе. Ну, и что же тут трудного, — скажете вы, — нужно взять листок бумаги, нарисовать на нем кружок, а потом раскрасить его коричневым, голубым или оранжевым цветом. Если рисовать наспех, не подумав, то и рисунок получится не очень хорошим. Прежде всего, выберите формат бумаги — в нашем случае наиболее подходящим будет лист квадратной или прямоугольной, близкой к квадрату, формы. Теперь нужно выбрать размер рисунка так, чтобы он не казался слишком маленьким, или слишком большим на листе — это называется правильной компоновкой рисунка. Отчеркните линией границы горизонтальной поверхности, на которой лежит мяч. Когда вы наметили очертания главного элемента рисунка — футбольного мяча, определили его место в середине листа, можно приступать к прорисовке деталей. Это продолговатые овальные элементы, из которых сделан мяч. Последним этапом работы будет штриховка темных и освещенных участков круглого мяча, если вы решили работать карандашом или пастелью. В самом конце резинкой протрите самые светлые места на выпуклой освещенной части мяча — они называются бликами.

Мы выбрали самый простой пример художественной композиции, чтобы лучше понять ее закономерности и требования. Они усложняются, когда речь идет о сложной творческой задаче — в этом случае композиция определяется замыслом художника. Свои особенности и композиционные требования есть в каждом виде изобразительного искусства. Но я хочу познакомить вас с общими средствами композиции, которые помогут выявить в вашей работе ее внутреннее содержание, выделить главное.

Каждый рисунок или картина должны выглядеть как что-то законченное, целое, поэтому одним из главных считается принцип целостности композиции.

Что это означает? Сравните два рисунка, на которых изображены одни и те же предметы: глобус, книги, одна из которых раскрыта, и карандаш. А теперь скажите, какой из рисунков вам нравится больше?

Я думаю, тот, где изображен не просто ряд предметов, никак не связанных друг с другом, а художественно скомпонованная целостная группа, где раскрытая книга опирается на две другие, немного закрывая их, а глобус и рядом лежащий карандаш как будто говорят о том, что ученик приготовился выполнять урок по географии, расположив удобно все необходимое. На этом же рисунке можно проиллюстрировать второй важный принцип композиции — выделение главного элемента рисунка (это может быть также персонаж или событие).

Мне кажется, вы согласитесь со мной в том, что главным элементом и по смыслу, и по расположению на рисунке можно считать глобус. Он выделен и по размеру, и по тону, а книги и карандаш только способствуют выявлению его главной роли.

А теперь поговорим о том, что такое фронтальная и диагональная схемы композиции. Фронтальная схема относится к самым простым, она применяется, если вы хотите выразить в рисунке состояние покоя, тишины, равновесия.

Посмотрите на рисунок зимнего пейзажа: горизонтальная линия леса вдали, на переднем плане заснеженные ветви деревьев, на них сидят нахохлившиеся снегири. А вот другой рисунок: крутой склон горы, с которой съезжают на санках дети. Все пронизано движением, только подчеркивающем вертикальные прямые стволы деревьев. Здесь применена диагональная схема композиции, лучше всего помогающая изобразить в рисунке движение.

Но и этим не ограничивается многообразие композиционных схем. Во многих случаях художники применяют симметричные и асимметричные решения композиции.

Симметрия — это греческое слово, которое означает " гармония", " соразмерность". Примерами симметрии могут служить многочисленные природные формы и организмы, у которых все левые части равны правым и одинаково расположены относительно середины. Симметрично, например, строение бабочки или стрекозы; симметричными можно считать листья сирени, каштана, клена. Для того, чтобы правильно их нарисовать, проведите сначала вертикальную срединную линию — она называется осью симметрии, а затем левую и правую часть предмета постарайтесь нарисовать одинаково относительно этой оси. Симметричные решения умело применяют мастера декоративно-прикладного искусства и художники, иллюстрирующие сказки.

Гораздо чаще случается так, что в предметах или фигурах нет элементов симметрии. Такие предметы называют асимметричными, точно так же как и целые группы предметов. В рисунках, построенных по асимметричной схеме, нет срединной оси симметрии, и все элементы композиции компонуются по принципу выделения главного в зависимости от его размеров, положения на рисунке, цвета или тона. Примером асимметричной композиции может быть рисунок, изображающий зимний пейзаж, где главным элементом художник выбрал группу низких домов, расположив ее в правой части рисунка. Голые ветки деревьев на фоне этих домов и темные проталины на снегу подчеркивают грустное настроение художника так же, как и серое неприветливое небо.

Есть еще один вид композиции, вернее, композиционная схема, которая получила название глубинно-пространственной. Но с ней мы познакомимся позже. Когда будем изучать объём и пространство.

Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы, основой которых является развитие действия во времени. Естественно когда мы говорим о передачи движения на плоскости, подразумеваем его иллюзию. Художники знают много секретов создания иллюзии движения объектов на картине, его характера. Рассмотрим некоторые из них.

Правило передачи движения. Объект на картине будет выглядеть движущимся при следующих условиях:

  • Если на картине используются одна или несколько диагональных линий, направлений движения.
  • Если оставить свободное пространство перед движущимся объектом.
  • Если выбрать определённый момент движения, который наиболее ярко отражает его характер, является его кульминацией.
  • Подчеркнуть движение можно с помощью направления линий рисунка. Выразительность движения достигается, если изобразить героя в момент наивысшего напряжения его сил. Также ощущение движения даёт размытый фон, неясные, нечёткие контуры объектов.
  • Большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение.

Правило передачи статики.

Композиция считается статичной при следующих условиях:

  • Если на картине отсутствуют диагональные направления.
  • Если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия.
  • Если композиция является симметричной, уравновешенной или построена на основе простых геометрических схем (треугольник, круг, овал, прямоугольник, квадрат).

У композиции есть свои законы, разрабатываемые в процессе художественной практики и развития теории. Композиция строится по определённым законам. Её правила и приёмы взаимосвязаны между собой и действуют на протяжении всей работы. Они направлены на достижение выразительности и цельности художественного произведения. Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, главное и отказаться от второстепенных деталей.

Знание закономерностей композиции помогает сделать рисунки и картины более выразительными.

Можно выделить следующие композиционные правила:

  • передачи движения;
  • передача статики;
  • золотое сечение;

Дополнительно
Последние новости

25.12.2023

05.12.2023

10.11.2023

ВСОКО
Школьный театр
Функциональная грамотность
ШСК
ПДД
Школьный психолог
Организация образовательного процесса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19
Школьный музей
Получение образования для детей с ОВЗ и инвалидностью
Мероприятия по спорту
ЮИД
ДЮП
Паспорт школы
ДМО ШКОДА
Программа развития
Опыт работы
Экологическое воспитание
Шахматы в школе
Творческие работы обучающихся
Школьное телевидение
Фото архив
© 2009-2024 МБОУ Николаевская СОШ. Все права защищены.
Создание и обслуживание сайта Yanda.Su