Презентация [Скачать]
Константиновский район Муниципальное общеобразовательное учреждение Николаевская средняя общеобразовательная школа
Представление опыта работы
" Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству в школе"
Учителя МОУ Николаевская СОШ
Худойбердиевой Елены Владимировны
Представление опыта работы.
Задача преподавания рисования заключается
не в выработке механических навыков,
а в содействии общему образованию и гармоничному
развитию всех духовных сил человека.
И. Г. Песталоцци
Научить ребёнка владеть карандашом, мелками, кистью, дать ему некоторые познания из области изобразительного искусства — это не только самоцель, но и средства познания мира и человека, себя самого в этом мире, возможность самовыражения.
Проблема, над которой я работаю — развитие творческих способностей и самостоятельности в овладении знаниями, умениями и навыками, путем систематического упражнения учащихся в практической и мыслительной деятельности.
Руководствуясь общепринятыми положениями дидактики, в работе использую принцип природосообразности (естественного природного развития ребёнка) и культуросообраности (соответствия воспитания требованиям среды и времени).
Рабочая программа, по которой я работаю, составлена путем комплексного использования программ, разработанных В. С. Кузиным, Т. Я. Шпикаловой и Б. М. Неменским.
Программа предназначена для наиболее полного решения проблем:
- Изучение элементарных основ реалистического рисунка.
- Формирование художественных знаний, умений и навыков.
- Формирование художественной активности, нравственно-эстетического воспитания.
В основу программы положены:
- Блочно- тематический принцип планирования учебного материала с учетом интересов детей и их возрастных особенностей.
- Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способностей воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и искусстве.
- Соблюдение преемственности в изобразительном искусстве, творчестве младших и старших школьников.
- Направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально- оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту предметов окружающей природы.
Система межпредметных связей (чтение, музыка, природоведение) позволяет почувствовать практическую направленность уроков ИЗО, их связь с жизнью.
Каждый ребёнок индивидуален в проявлении и развитии своих творческих способностей в сфере изобразительного искусства. Одних отличает большая продуктивность и быстрота выполнения рисунка, уверенность и творческая свобода. Другие нерешительны, их неверие в вой возможности порождает стремление к подражанию, срисовыванию. Эти ученики требуют к себе особого внимания и умелого руководства.
Обучение изобразительному искусству строится на двух основных подходах:
• Академическое обучение.
• Свободное воспитание.
В первом случае дети учатся изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического искусства, приобретают навыки, полезные для многих специальностей и применимые в житейских ситуациях. Большинство таких учебных занятий предлагает программа, разработанная В. С. Кузиным.
Во втором случае создаю благоприятную среду и условия для творчества, не оказывая целенаправленного воздействия. Учащиеся приобретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами.
В своей педагогической деятельности иду по пути целенаправленного руководства творческим развитием детей. Всегда помню, что ребёнок не пустой сосуд, который я наполняю. Он субъект творчества. И кроме него никто даст " верного" решения, стоящей перед ним творческой задачи.
В, своей педагогической деятельности иду по пути целенаправленного руководства творческим развитием детей. Всегда помню, что ребёнок не пустой сосуд, который я наполняю. Он субъект творчества. И кроме него никто даст " верного" решения, стоящей перед ним творческой задачи.
На уроках использую различные общедидактические методы:
• Объяснительно-иллюстративный — предъявление учащимся информации разными способами (зрительным, слуховым, речевым) использую различные формы этого метода-сообщение информации, рассказ, демонстрация наглядного материала, в том числе с помощью технических средств.
• Репродуктивный — многократное воспроизведение действия. Его формы.
• Упражнения:
• Описание наглядного изображения, объекта;
• Рассказ о событии.
Но предпочтение отдаю:
Проблемно-поисковому. Что даёт возможность выстроить гибкую методику обучения, адаптированную к конкретной педагогической ситуации, учитывать особенности, интересы, склонности ребёнка.
Исследовательскому методу, направленному на решение школьниками творческих задач. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности.
Логика проблемного обучения:
- Постановка проблемы, поиск её формулирования с разных точек зрения.
- Поиск путей её решения.
- Поиск идей, направленных на реализацию путей решения.
- Поиск признания найденного решения окружающими.
Проектная деятельность способствует активному вовлечению учащихся в творческий процесс. Приведу примеры проектов: Полуднева Наталья " Путешествие по Третьяковской галере". Сафонова Александра " Времена года"
Обучение изобразительному искусству осуществляется по видам деятельности:
- Рисование с натуры.
- Рисование на темы.
- Декоративная работа.
- Беседы об изобразительном искусстве.
Как показывает опыт работы. Необходимым условием эффективности развития художественного творчества учащихся, является введение в структуру уроков рисования отдельных игровых элементов и художественно-дидактических игр.
Существенное значение игры в воспитании художественно творческой активности на игроках изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребёнком положительного эмоционального состояния.
Введение игровых ситуаций увлекает ребёнка, создаёт благоприятный эмоциональный тонус, тонус стимулирует проявление творческих способностей.
Изучив опыт Н. М. Сокольниковой, использую на уроках следующие игры:
Элемент ожидания и неожиданности — у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре.
Элемент загадки — смешивать, переставлять — эти и другие движения с дидактическими и художественными материалами увлекают детей.
Элемент соревнования — способствует повышению творческой активности детей. (" Кто первый", " Кто быстрее", " Кто больше")
Элемент поиска и находки— ученикам очень интересно находить что-то неизвестное, схожее по форме, цвету, величине, определять свойства этих предметов.
Игра всегда связана с переживанием ребёнком положительного эмоционального состояния. На уроках рисования использую следующие игры:
Элемент ожидания и неожиданности — у детей вызывает интерес появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре. Элемент загадки — смешивать, переставлять — эти и другие движения с дидактическими материалами и художественными материалами увлекают детей.
Элемент соревнования — способствует повышению творческой активности детей.
Игры- драматизации — обеспечивают эффективность развития творческой активности.
На уроках ИЗО привлекаю учебный материал смежных предметов (литература, музыка, природоведение). На занятиях веду себя так, будто весь класс — группа потенциальных художников. В таких условиях наиболее одарённые учащиеся очень быстро находят свой путь. А остальные приобретают ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, глубже начинают понимать и ценить искусство. Это отражается в детских рисунках.
Выставка детских работ.
Многие учащиеся продолжают обучение в школе искусств. Они пишут маслом, а их любимыми темами остаются образы природы.
И в 10 лет, и в 7, и в 5,
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, песни, пляски..
Всё нарисуем — были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
В. Берестов
|