Николаевская средняя общеобразовательная школа
Главное меню

Электронные сервисы
Представление опыта работы Худойбердиевой Е.В.

Презентация [Скачать]

Константиновский район Муниципальное общеобразовательное учреждение Николаевская средняя общеобразовательная школа

Представление опыта работы

" Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству в школе"

Учителя МОУ Николаевская СОШ
Худойбердиевой Елены Владимировны

Представление опыта работы.

Задача преподавания рисования заключается
не в выработке механических навыков,
а в содействии общему образованию и гармоничному
развитию всех духовных сил человека.
И. Г. Песталоцци

Научить ребёнка владеть карандашом, мелками, кистью, дать ему некоторые познания из области изобразительного искусства — это не только самоцель, но и средства познания мира и человека, себя самого в этом мире, возможность самовыражения.

Проблема, над которой я работаю — развитие творческих способностей и самостоятельности в овладении знаниями, умениями и навыками, путем систематического упражнения учащихся в практической и мыслительной деятельности.

Руководствуясь общепринятыми положениями дидактики, в работе использую принцип природосообразности (естественного природного развития ребёнка) и культуросообраности (соответствия воспитания требованиям среды и времени).

Рабочая программа, по которой я работаю, составлена путем комплексного использования программ, разработанных В. С. Кузиным, Т. Я. Шпикаловой и Б. М. Неменским.

Программа предназначена для наиболее полного решения проблем:

  1. Изучение элементарных основ реалистического рисунка.
  2. Формирование художественных знаний, умений и навыков.
  3. Формирование художественной активности, нравственно-эстетического воспитания.

В основу программы положены:

  1. Блочно- тематический принцип планирования учебного материала с учетом интересов детей и их возрастных особенностей.
  2. Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способностей воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и искусстве.
  3. Соблюдение преемственности в изобразительном искусстве, творчестве младших и старших школьников.
  4. Направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально- оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту предметов окружающей природы.

Система межпредметных связей (чтение, музыка, природоведение) позволяет почувствовать практическую направленность уроков ИЗО, их связь с жизнью.

Каждый ребёнок индивидуален в проявлении и развитии своих творческих способностей в сфере изобразительного искусства. Одних отличает большая продуктивность и быстрота выполнения рисунка, уверенность и творческая свобода. Другие нерешительны, их неверие в вой возможности порождает стремление к подражанию, срисовыванию. Эти ученики требуют к себе особого внимания и умелого руководства.

Обучение изобразительному искусству строится на двух основных подходах:
• Академическое обучение.
• Свободное воспитание.
В первом случае дети учатся изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического искусства, приобретают навыки, полезные для многих специальностей и применимые в житейских ситуациях. Большинство таких учебных занятий предлагает программа, разработанная В. С. Кузиным.

Во втором случае создаю благоприятную среду и условия для творчества, не оказывая целенаправленного воздействия. Учащиеся приобретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами.

В своей педагогической деятельности иду по пути целенаправленного руководства творческим развитием детей. Всегда помню, что ребёнок не пустой сосуд, который я наполняю. Он субъект творчества. И кроме него никто даст " верного" решения, стоящей перед ним творческой задачи.

В, своей педагогической деятельности иду по пути целенаправленного руководства творческим развитием детей. Всегда помню, что ребёнок не пустой сосуд, который я наполняю. Он субъект творчества. И кроме него никто даст " верного" решения, стоящей перед ним творческой задачи.

На уроках использую различные общедидактические методы:
• Объяснительно-иллюстративный — предъявление учащимся информации разными способами (зрительным, слуховым, речевым) использую различные формы этого метода-сообщение информации, рассказ, демонстрация наглядного материала, в том числе с помощью технических средств.
• Репродуктивный — многократное воспроизведение действия. Его формы.
• Упражнения:
• Описание наглядного изображения, объекта;
• Рассказ о событии.
Но предпочтение отдаю:

Проблемно-поисковому. Что даёт возможность выстроить гибкую методику обучения, адаптированную к конкретной педагогической ситуации, учитывать особенности, интересы, склонности ребёнка.

Исследовательскому методу, направленному на решение школьниками творческих задач. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности.

Логика проблемного обучения:

  1. Постановка проблемы, поиск её формулирования с разных точек зрения.
  2. Поиск путей её решения.
  3. Поиск идей, направленных на реализацию путей решения.
  4. Поиск признания найденного решения окружающими.

Проектная деятельность способствует активному вовлечению учащихся в творческий процесс. Приведу примеры проектов: Полуднева Наталья " Путешествие по Третьяковской галере". Сафонова Александра " Времена года"

Обучение изобразительному искусству осуществляется по видам деятельности:

  1. Рисование с натуры.
  2. Рисование на темы.
  3. Декоративная работа.
  4. Беседы об изобразительном искусстве.

Как показывает опыт работы. Необходимым условием эффективности развития художественного творчества учащихся, является введение в структуру уроков рисования отдельных игровых элементов и художественно-дидактических игр.

Существенное значение игры в воспитании художественно творческой активности на игроках изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребёнком положительного эмоционального состояния.

Введение игровых ситуаций увлекает ребёнка, создаёт благоприятный эмоциональный тонус, тонус стимулирует проявление творческих способностей.

Изучив опыт Н. М. Сокольниковой, использую на уроках следующие игры:

Элемент ожидания и неожиданности — у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре.

Элемент загадки — смешивать, переставлять — эти и другие движения с дидактическими и художественными материалами увлекают детей.
Элемент соревнования — способствует повышению творческой активности детей. (" Кто первый", " Кто быстрее", " Кто больше")

Элемент поиска и находки— ученикам очень интересно находить что-то неизвестное, схожее по форме, цвету, величине, определять свойства этих предметов.

Игра всегда связана с переживанием ребёнком положительного эмоционального состояния. На уроках рисования использую следующие игры:

Элемент ожидания и неожиданности — у детей вызывает интерес появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре. Элемент загадки — смешивать, переставлять — эти и другие движения с дидактическими материалами и художественными материалами увлекают детей.

Элемент соревнования — способствует повышению творческой активности детей.

Игры- драматизации — обеспечивают эффективность развития творческой активности.

На уроках ИЗО привлекаю учебный материал смежных предметов (литература, музыка, природоведение). На занятиях веду себя так, будто весь класс — группа потенциальных художников. В таких условиях наиболее одарённые учащиеся очень быстро находят свой путь. А остальные приобретают ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, глубже начинают понимать и ценить искусство. Это отражается в детских рисунках.

Выставка детских работ.

Многие учащиеся продолжают обучение в школе искусств. Они пишут маслом, а их любимыми темами остаются образы природы.

И в 10 лет, и в 7, и в 5,
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, песни, пляски..
Всё нарисуем — были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!

В. Берестов


Дополнительно
Последние новости

25.12.2023

05.12.2023

10.11.2023

ВСОКО
Школьный театр
Функциональная грамотность
ШСК
ПДД
Школьный психолог
Организация образовательного процесса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19
Школьный музей
Получение образования для детей с ОВЗ и инвалидностью
Мероприятия по спорту
ЮИД
ДЮП
Паспорт школы
ДМО ШКОДА
Программа развития
Опыт работы
Экологическое воспитание
Шахматы в школе
Творческие работы обучающихся
Школьное телевидение
Фото архив
© 2009-2024 МБОУ Николаевская СОШ. Все права защищены.
Создание и обслуживание сайта Yanda.Su