Николаевская средняя общеобразовательная школа
Главное меню
 
Опыт работы по здоровьесберегающему обучению

Забота о здоровье — одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье — ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. Однако, мы с вами не заботимся о здоровье так, как это необходимо.

Что такое здоровье? По определению врачей " это состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в своей жизнедеятельности «.

» Здоровье — всему голова" — так гласит народная мудрость.

А вот Всемирная организация здравоохранения дала такое определение " Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов".

Здоровье — тема актуальная для всех времен и народов. В последнее время учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8 % зависит от здравоохранения, в то же время более чем наполовину от его образа жизни.

Поступление ребенка в школу — большая и серьезная ступень в его жизни. От поры беспечных игр дети переходят к постоянному напряженному труду, иному ритму жизни.

Наши дети должны хорошо учиться, год от года становиться сильнее, входить в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.

Здоровье — бесценный дар, который дает человеку природа. Потерять здоровье легко, восстановить очень трудно. По мнению медиков, 75 % всех болезней закладывается в детские годы.

Наше здоровье — в наших руках. Не секрет, что у большинства взрослых людей, т. е. родителей, нет необходимых знаний для воспитания у детей потребности к здоровому образу жизни.

Современные здоровьесберегающие технологии — наш шанс решать проблему сохранения здоровья детей. Поэтому учитель должен не только строить учебный процесс с учетом возраста, пола, физиологических, психологических процессов, но и использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья.

Я работаю учителем начальных классов, поэтому должна не только учить, но и формировать у младших школьников необходимые знания, умения, навыки здорового образа жизни. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство — движение.

Роль движения для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему, тем самым способствуя ее развитию.

Двигательная активность ребенка увеличивает энергетические резервы организма.

Ученик первоклассник может активно и полноценно работать не более 15 минут, после чего обязательна смена деятельности, т. к. наступает утомление. Поэтому, для того, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье, необходимы двигательные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть, прислушаться к себе, принести организму пользу.

Физминутки используются на каждом уроке. Физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно — сосудистую и дыхательную системы, улучшают работоспособность нервной системы. Физминутки могут проводиться просто движения, движения со словами, движения со словами в стихотворной форме, движения с музыкальным сопровождением. Физминутки со словами в стихотворной форме способствуют развитию памяти.

Дыхательные упражнения — первое и важное условие — дышать через нос.

Например, каша кипит — вдыхаем через нос, на выдохе произносим " пых".Ветерок — поднять голову вверх — вдох, опустить — выдох, тихий ветерок, нежный ветерок, сильный ветерок.

В 1 классе уроки письма немыслимы без пальчиковой гимнастики, т. к. руки быстро устают.

Часто, во время физминуток, использую движения, пересекающие среднюю линию тела.

Правое полушарие активно при работе левой половины тела. Левое полушарие активизируется, когда мы используем правую половину тела. Пересекая среднюю линию тела, мы сообщаем нашему мозгу Желание использовать движение обеих половин тела одновременно, в процессе этого используется работа целостного мозга. Например, движения координируются так, чтобы в такт движению руки одновременно двигалась противоположная нога и др.

Учащиеся младшего школьного возраста очень эмоциональны, непоседливы, иногда просто невозможно успокоить. Воспитываю умение сдерживать свои чувства. Произношу слово " тишина", дети должны сразу успокоиться, прекратить разговоры, удобно сесть. В начале, усаживаясь, было много шума, но теперь при слове " тишина «, сразу замирают.

Минутка тишины является не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров.

Энергизаторы это короткие упражнения, восстанавливающие энергию группы. Энергизаторы могут применяться на любом уроке.

Например, » Я, ты, мы " - упражнение дает настрой на урок, сплачивает коллектив перед выполнением групповых заданий. Дети становятся в круг, приседают и, сидя на корточках, держа друг друга за руки, тихо произносят " Я «. Немного приподнявшись, вместе, чуть громче, говорят » Ты «. И, встав на носочки, подняв руки вверх, громко говорят » Мы «.

» Считалка" — насколько хорошо сосредотачивают свое внимание. Дети делятся на пары и встают друг против друга. По команде каждая пара начинает считать от одного до 10 ( 20 и т. д.) так, чтобы один в паре называл одну цифру, а другой следующую. Рядом стоят ученики, которые тоже считают. Сбиваться нельзя.

" Выбери сам" — если хотите разделить класс на группы (4), вызывается 4 ученика.

Учитель задает вопрос " Кому бы ты доверил свой секрет?" выбирают по одному человеку себе в группу. Тем, кого забрали, учитель задает следующий вопрос " С кем бы ты играл в веселые игры?" Тому, кто остался, предлагается самим выбрать группу, в которой бы хотели играть.

Забота о здоровье детей продолжается на уроках физкультуры, которых в 1 классе в расписании 2, а в последующих классах по3 урока. На уроках здоровья, на различных конкурсах " Веселые старты", которые проводятся во внеклассной работе.

Динамические паузы — активный отдых, подвижные игры на свежем воздухе.

Непоседливым, не умеющим ни на чем сосредоточиться, полезна релаксация — расслабление организма через дыхание, тихую музыку, прекрасное настроение.

Считаю, что полезна цветотерапия. Кадры голубого неба, зеленого леса, цветущего луга не оставят равнодушными. Использовать эти упражнения в процессе урока помогают ИТ.

Заботу о здоровье детей следует рассматривать через два принципа " Не навреди!" и " Ребенок — это ценность!".

Внеурочная деятельность, согласно Базисного учебного плана, включает 5 направлений, одно из них спортивно — оздоровительное. В неделю на него отводиться 3 часа: наш организм, здоровое питание, подвижные игры.

Пер вый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Использование здоровье сберегающих технологий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, это способствует укреплению здоровья учащихся.


Дополнительно
Последние новости

01.12.2017

01.12.2017

30.11.2017

27.11.2017

21.11.2017

ЮИД
ДЮП
Паспорт школы
ДМО ШКОДА
Программа развития
Опыт работы
Фото архив
© 2009-2017 МБОУ Николаевская СОШ. Все права защищены.
Создание и обслуживание сайта Yanda.Su